Это здание стоит и разрушается не в каком-то маленьком заброшенном местечке, а в черте довольно населенного города. Мелькая в увядшем состоянии пред глазами местных властей, жителей и гостей города пока находится в забытье.
MediaBrest.by сделал подборку сооружений, которые ранее имели ценность, а теперь разрушаются под прессом времени.
Беларусь – страна с богатой историей и наследием. А Брестская область и вовсе пример того, как в разные эпохи эта территория находилась под разным влиянием, что в итоге отразилось на ее архитектуре. Только вот пока одни замки, усадьбы, церкви и костелы реконструируются, другие постепенно увядают и уходят в небытие. И остается только ждать инвесторов, которые сумеют отреставрировать. Итак, смотрим и сокрушаемся.
Синагога
г. Кобрин
Это здание стоит и разрушается не в каком-то маленьком заброшенном местечке, а в черте довольно населенного города. Мелькая в увядшем состоянии пред глазами местных властей, жителей и гостей города пока находится в забытье.
Синагогу с элементами классицизма построили в 18 веке. На данный момент она пока одна из самых больших в Беларуси, уступая только столичной. В годы войны применялась в противоположном значении, став местом для гетто. После войны какое-то время синагога была действующей. А потом местные власти ее закрыли. И в здании обосновался местный завод по производству пива и безалкогольных напитков.
Сейчас синагога никак не используется. Она в обветшалом аварийном состоянии. Иудейская община Кобрина начала заниматься вопросом реставрации и предложила здесь сделать центр еврейской культуры: часть здания отвести для синагоги, а на остальной площади открыть музей этнографии и истории евреев Брестчины. Но проект потребовал немалых вложений – около 1 млн. долларов.
Часовня-усыпальница Ожешко
Агрогородок Закозель, Дрогичинский район
Это сооружение в готическом стиле было построено в 1839 году. В 18-м веке агрогородок Закозель принадлежал роду Ожешко. Это было их родовое поместье. Сюда любила наведываться известная польская писательница белорусского происхождения Элиза Ожешко. Усыпальница-часовня была построена в 1849 году Никодим Ожешко для того, чтобы перезахоронить там останки трех генералов: представителей рода Ожешко, погибших в битве под Лейпцигом в 1813 году. Позже эта часовня стала в эпицентре других событий. Так во время восстания в 1863 году Элиза укрывала там генерала Ромуальда Траугутта.
Время шло … После 1939 года Пинский облисполком планировал здесь создать музей. Однако дальше планов дело не пошло. А часовня стала разрушаться…
Долгое время считалось, что родовой склеп был разграблен. Однако археологи и студенты Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина нашли здесь останки погребенных представителей рода Ожешко. Там же были обнаружены детали интерьера, статуи из дерева и гипса, бронзовое литье. Во время расчистки подвалов был найден и оригинальный элемент знаменитого слуцкого пояса. Все предметы были переданы в Брестский областной краеведческий музей.
Сегодня, к сожалению, усыпальница начинает терять свой величественный вид. Обветшалое состояние в некоторой степени добавляет неготическому стилю дополнительный шарм. Но это до поры до времени, пока от этой обветшалости не начнут рухнуть красивые башенки с крестами словно шпиль собора Парижской богоматери во время пожара.
Усадьба Пузынов
Деревня Гремяча, Каменецкий район
Это здание было построено в середине XIX века в стиле позднего классицизма. Усадьба могла быть одним из притягательных мест этого района. Каменный дом с колоннами находится в живописном месте. Но вот само имение далеко от презентабельного вида. Здание уже полуразрушено. Отчасти из-за времени, отчасти из-за людей.
Одноэтажный дворец был построен при жизни судьи Брестского повета Адольфе Мартине в 1870-х годах. Позже это имение перешло его сыну Юзефу Пузыне, но тот больше предпочитал жить в Варшаве и продал свое имение полякам. В советское время здание использовалась как школа и пионерский лагерь.
А сейчас это имение вовсе пустует и никак не используется. Разве что как источник строительного материала. Признак эпохи классицизма покорно стоит в саду и продолжает разваливаться.
Усадьба и каплица Рейтанов
Деревня Грушевка Ляховичского района
На обветшалом деревянном доме – бывшем имении – сегодня висят две таблички. Одна говорит об аварийности здания, другая – о том, что это историко-культурная ценность. И видимо по состоянию имения значимость отдается первой.
Усадьба появилась в этом месте в XVI веке и принадлежало прусскому дворянскому семейству Рейтанов. Сначала на месте находилось каменное строение эпохи классицизма. Однако со сменой владельца (все того же рода), по причинам здоровья на месте каменного дома появился деревянный. Построен он был из очень дорого и качественного материала. Сам дом большой по площади: с мансардой и резными колонами на террасе. Внутри все тоже было дорого-богато: расписные стены, драгоценные люстры, голландские печи и паркетный пол. Здесь в свое время проживал политик, дипломата и философ ВКЛ Тадеуш Рейтан, который пытался помешать первому разделу Речи Посполитой.
На территории усадьбы построена каплица. Сооружение в стиле неоготики возвел Генрих Грабовский в том месте, где в 1910 году умер последний из представителей рода умер Юзеф Рейтан. Здание все еще выглядит величественно, пусть и в разрушенном состоянии.
Сегодня имение хранит эпоху тех времен. Но только атмосферой. Потому что внешний вид усадьбы с каждым годом приходит все в большее запустении. Деревянный дом, где когда-то был клуб, стоит заколоченный. Кирпичные здания конюшен используются под коровник. Постепенно разрушается часовня Рейтанов. Разве что старинный парк с липовыми аллеями пока цветет и пахнет.
Шляхетская усадьба Дзеконских
Деревня Чахец (еще одно название деревни - Каштанка), Пружанский район
Поместье носит название одного из последних живущих там родовых сословий Дзеконских. Но история его началась значительно раньше. Упоминается фольварок Чахец еще аж в 1563 году. Сменялись владельцы этого поместья: Межеевские, Крупинские, Булгарины. Каждый оставлял свой след в этом месте. Именно поветовый судья Михаил Булгарин обосновал в поместье жилой дом и библиотеку. Он же, несмотря на свое родовое имя, участвовал в шляхетском восстании, что тоже стало частью истории этого поместья.
Позже усадьба с прилегающими землями отошла Дзеконских. Те сделали упор на развитие паркового ансамбля в округе. Здесь кипела жизнь. Но история внесла свои коррективы. Родовая семья в 1939 году подверглась репрессиям. А имение оказалось никому не нужным и стало пустовать.
Сейчас оно и вовсе пришло в забытье. О его величии напоминают разве что величие жилого здания. Парковая зона же превратилась в лес. Но атмосфера былых времен здесь ощущается, что могло быть отличным притяжением туристов и жителей Беларуси при реставрации этого имения.
Дворец Радзивиллов
Деревня Полонечка, Барановичский район
Еще одно некогда известное имение, которое сегодня спряталось в тени деревьев. О былом пышном убранстве разве что напоминает фасад дворца, построенный в стиле классицизма. А ведь когда-то это имение принадлежало Шидловецкой линии известного белорусского рода Радзивиллов. Они именовались еще как графы на Шидловце и Полонечке. Отсюда и название деревни.
Известно, что в 17 веке имение уже существовало. Когда-то здесь помимо дворца был разбит целый комплекс, с часовней, оранжереей, хозяйственными постройками и пейзажным парком. Только переставьте весь шик и блеск! Дворец тоже имеет особенный шарм. Построен был по проекту итальянского архитектора по аналогии дворца в Тривулзино, близ итальянского города Беладжио. Пышное убранство было и внутри. Но мародерство не дремлет. А в разные годы войн поместье горело, уничтожая былое величие и красоту.
Сегодня поместье еще можно возродить. Добротное строительство тех времен позволило выдержать напор человеческого фактора и природы. Но надолго ли? Сегодня внутри уже от былых времен практически ничего не осталось. Но само поместье живо, пока живы его стены. Усадьбу местные власти проводили несколько раз и с понижением цены. Но увы и ах, пока оно все еще в запустении и на продаже.
Усадьба Линово
Пос. Интернациональный, Пружанский район
Это историческое поместье было заложено на рубеже 18-19 веков Винцентом Трембицким – придворным Станислава Августа Понятовского (последнего короля Речи Посполитой). Для своего времени и статуса Винцент построил довольно скромное поместье и с небольшой парковой зоной. Дом был из кирпича. А вот последующие представители рода позаботились об убранстве поместья.
Говорят, дворец Тримбицких был очень красивым изнутри. На входе стояли две большие мраморные скульптуры. Просторная центральная комната более 50 м. кв. позволяла проводить балы и праздники. Во дворец съезжалась вся местная шляхта. В середине дворца на стенах висели портреты родов Тримбицких и Ожешко (вторая жена Владислава Тримбицкого была из рода Ожешко). Когда сюда в 1939 году пришли большевики, все было разграблено. В годы войны пропала и большая библиотека, которая была в родовом поместье.
Сейчас от былого величия внутри ничего не осталось. Но есть основа, есть красивый ансамбль, который еще можно возродить.
Чем дальше идет время, тем больше надо будет вложить средств для восстановления архитектурных памятников и тем меньше шансов, что они сохранятся. Остается только и надеяться, что в ближайшее время найдется инвестор или средства у местных властей сохранить историю. Времени для этого остается с каждым годом все меньше и меньше...