С 1 ноября таксисты начали работать по новым правилам — в Беларуси создали реестр, куда обязаны вступить все, кто задействован в сфере нерегулярных перевозок. Это и водители, и диспетчеры («Яндекс» туда тоже приняли), и перевозчики. Не все смогли вовремя подать документы. О том, к чему привели нововведения, пишет Onlíner — корреспонденты отправились в рейд с Транспортной инспекцией (ТИ) по Минску.
Что за реестр такой и почему в такси его все боятся
На первый взгляд кажется, что таксистам попасть в «Реестр автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» не составляет труда. Всего-то нужно подать документы, которые необходимы для легальной работы уже много-много лет. По идее, они и так должны быть на руках у работников автопарков, не так ли?
Из нововведений указа №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» разве что камеры видеофиксации, которые должны постоянно (точнее, пока водитель на линии) снимать происходящее на дороге и в салоне. Купить регистратор, кажется, тоже не такая уж большая трата. Самая большая проблема — где хранить гигабайты отснятого?
«Подготовительный» период подсветил то, что многие водители и директора таксопарков годами не выполняли некоторые нормы пассажирских перевозок. Например, в Минске некоторые фирмы, изготавливающие оклейку и магниты для такси, в октябре просто перестали принимать заказы. Вряд ли автопарки резко накупили машин: скорее всего, те, кто раньше ездил без опознавательных знаков, решили исправиться.
Мы и сами столкнулись с этой проблемой во время подготовки одного из материалов. В отдельных организациях нас даже в очередь не хотели записывать ввиду перегруженности «таксишных типографий». Результат — за выход на линию без желтых линий на бортах нас ждало письменное предупреждение от ТИ и долгая профилактическая беседа.
Перегруженными оказались также курсы, на которых водители, занятые в нерегулярных перевозках, могут повысить свою квалификацию (таксистам это нужно делать раз в пять лет). Но правительство приняло послабление: до 1 марта 2025 года для включения в реестр можно предоставить не сертификат об окончании курсов, а письмо от организации, оказывающей такие услуги. В нем должно говориться, мол, водитель на курсы записался и пройдет их в такие-то сроки.
Реестр должен был отсеять и «однодневок» — тех, кто не был трудоустроен в такси официально, а подрабатывал, например, в часы пик или по выходным. Хотя и раньше ТИ не любезничала с водителями, которые не заключили трудовые договоры («подряд» не подходит) с перевозчиками.
Чем вообще страшен реестр? Тем, что если водитель продолжает работать не вступив в него — он автоматически попадает под ст. 13.3 КоАП «Незаконная предпринимательская деятельность». А по ней не только штраф можно получить, но еще и лишиться автомобиля. На время или навсегда, если так решит суд.
Чем страшен реестр для пассажиров? Было очевидно, что 1 ноября на линии окажется меньше водителей, чем обычно. А это может грозить и повышением цен на поездки, и более длительным ожиданием машины.
Сколько водителей не вышли 1 ноября на линию?
Первое ноября, 08:00. Нам пора выезжать на встречу с ТИ. Естественно, поедем туда на такси. Автор этого текста живет за городом, куда вызвать машину зачастую проблематично: либо свободных авто поблизости нет, либо время ожидания такое, что до столицы успеешь дойти пешком.
Но в этот раз на удивление такси нашлось относительно быстро и находилось оно не то чтобы далеко. Вот только цена поездки рублей на 9—10 выше средней (в другие дни потолок — 30—40 рублей, а в этот раз пришлось отдать 49).
— Долго вызывали? — таким был первый вопрос от водителя, который приехал на машине в оклейке, с плафоном, регистратором, бейджем и всеми другими обязательными атрибутами. Дальше, конечно же, мы долго обсуждали реестр и все, что с ним связано. Таксист рассказал, что около 7 утра ради интереса пытался вызвать коллег, но свободного «эконома» не было. К нововведениям мужчина в целом относится положительно, поэтому мы не сомневались, что в реестре он есть.
Но сомнения возникли у «транспортников», которые ждали журналистов Onlíner в назначенном месте. Они быстро «пробили» номера подъехавшего автомобиля в реестре — ни машины, ни водителя там не оказалось.
Стыдно ли за такую «подставу»? Есть немного… Но, пользуясь случаем, напомним: диспетчер тоже будет нести ответственность, если передаст заказ нелегалу.
— Минск встал? — спрашиваем у Александра Коваленко, начальника управления филиала ТИ по Минску и области.
— Такого бы точно не произошло: у нас достаточно общественного транспорта.
Транспортная инспекция пока не озвучивает никакой статистики. Да и сложно это сделать: нет точных подсчетов, какое количество таксистов работало в Минске и по стране до этого момента.
— Сколько водителей сегодня не вышли на линию? Предположу, что процентов 50—70 от общего числа, — считает представитель ТИ. — Несмотря на то что у водителей, перевозчиков и диспетчеров было целых три бесплатных месяца для вступления в реестр, самыми загруженными у нас стали трое последних суток. Мы с коллегами работали день и ночь. Видимо, перевозчики надеялись, что указ отменят.
— По каким причинам вы чаще всего отказывали водителям в регистрации в реестре?
— Самая распространенная причина — отсутствие медсправки, сертификата о прохождении курсов повышения квалификации (или письма от организации). Что касается автомобилей, то очень часто у них просрочен техосмотр или внешнее и внутреннее оформление не соответствует требованиям. Некоторые водители просто-напросто присылали фото «голых» машин.
— И на что они надеются?
— Это у них надо спросить, — улыбается Александр. — Наверное, верят, что пронесет. Не будь бесплатного периода для вступления в реестр, перевозчики более ответственно подходили бы к подаче документов. Деньги-то никому не хочется терять.
«А вы не в курсе, что реестр перенесли?» Таксисты удивляют находчивостью
Пока едем по центру в сторону Комаровки, «транспортники» демонстрируют возможности реестра: в пару кликов узнают, что попутный таксист и его машина в электронный банк перевозчиков включены. Получается, водителя и останавливать для проверки не нужно: очевидно, что у него найдутся все нужные документы.
А этот BYD возле рынка мы решили все же остановить. И не прогадали: в реестре его нет. Инспектор решил узнать причину игнорирования новых правил.
— А вы что, не в курсе, что реестр перенесли? — дерзко ответил вопросом на вопрос водитель.
— Что перенесли? — опешили мы.
— Реестр… — уже с неуверенностью повторил водитель. Выяснить, откуда у него такая информация, не удалось.
— А как вы заказы сегодня принимаете, если в реестр не вступили?
— А я не принимаю. Не работаю.
— А что вы делаете?
— Еду.
— Куда?
— Домой.
— Откуда?
— По делам ездил.
И тут водителя ждал второй неожиданный для него сюрприз: пользоваться автомобилем-такси в личных целях запрещено. Поясним: если владелец перед поездкой с женой по магазинам снял с бортов магниты, а бейдж положил в бардачок — то конечно, вряд ли его кто-то остановит. Но если машина имеет шашечки и прочие атрибуты — попасться в руки «транспортников» проще простого. И тогда будет грозить ответственность по ч. 2 ст. 18.11 КоАП РБ. Если человек ранее по этой статье не привлекался, то может отделаться и предупреждением. Но если нарушения были, то есть вероятность «влететь» на 2—5 базовых величин (80—200 рублей).
Пока нашему новому знакомому выписывают повестку в ТИ, он кому-то звонит. И неожиданно меняет профессию: мужчина начинает утверждать, что является механиком автопарка. И ездил он не по личным делам, а забирал машину с СТО: «Не видите, что ли? Дверь помята».
Инспекторы начинают уточнять детали: где, куда, во сколько. Легенда буквально трещит по швам, а паузы между словами водителя становятся все длиннее. Но дальнейшие разбирательства будут вестись уже в филиале ТИ.
«А если бы все нелегалы дома остались?» Худший способ оправдаться перед ТИ
Едем дальше. И поражаемся, насколько у инспекторов заточен глаз: находясь в соседнем ряду и на солидном расстоянии, они определили, что за рулем неоклеенного черного «Логана» находится таксист. Маячки, озвученное через громкоговоритель требование остановиться в правой полосе — во время перестроения водитель успел заблокировать телефон. На задних сиденьях заметно нервничают пассажиры.
Инспектор даже не уточняет, действительно ли сидящий за рулем молодой человек работает в автопарке. И формулирует вопросы так, будто нет никаких сомнений, что водитель — таксист.
— Куда везете пассажиров?
— Домой.
— А адрес?
— В Тростенец.
— Покажите страховку ответственности перевозчика перед пассажирами.
— А я в такси не работаю.
Инспектор вздыхает:
— Давайте не начинать. Иначе все это затянется.
Молодой человек раскололся моментально. Кажется, он сильно пожалел, что вышел на линию, да еще и на своей машине. Рассказал, что буквально вчера ездил устраиваться в пиццерию автокурьером. Но сегодня решил подработать, пока есть такая возможность: к 10:30 выполнил уже шесть заказов.
— Мое мнение: реестр — это все бред, — заявил водитель. — Я сегодня ехал рядом с площадью Победы, а заказ прилетел аж с проспекта Газеты «Правда»! Представляете, как долго пассажиру пришлось ждать машину? И я не единственный такой, кто вышел сегодня на линию, несмотря на то, что не вступил в реестр. А если бы все нелегалы дома остались?
Вот он — Робин Гуд, если бы ему довелось родиться в Беларуси и работать таксистом. Но что-то инспекторов сказочные рассуждения не впечатлили: «Логан» отправился на штрафстоянку. А водитель — домой, ожидать решения, когда машина будет (и будет ли вообще) ему возвращена.
«Цены на такси выросли вдвое, а каршеринг стал дороже на 30%». Как реестр отразился на пассажирах
Следующие два водителя и их машины оказались образцово-показательными. Один из них рассказал, что в реестр вступил за два дня и к нововведению относится положительно: мол, оно поможет отсеять нелегальных конкурентов.
— Как работа у вас сегодня проходит?
— Коэффициенты не заоблачные. Просто повышенный спрос высвечивается постоянно. Раньше к этому времени он начинал спадать (на часах было около 11:00. — Прим. Onlíner), но сегодня этого не происходит.
— Плюс-минус то же самое, — ответил на вопрос о ценах и повышенном спросе еще один водитель. — Но сегодня приложение чаще кидает на большие расстояния.
Отметим: мы также на протяжении дня отслеживали ситуацию через водительский аккаунт в «Яндекс Про» и безумных «кэфов» не заметили.
К слову, как рассказали водители, «Яндекс» назначил бонус в размере 90 рублей за выполнение десяти заказов 1 ноября. Ближе к середине дня, уже в «пассажирском» приложении, мы заметили нетипичное уведомление: если находишься в зоне повышенного спроса, то сервис предлагает воспользоваться альтернативным видом транспорта.
Раз уж зашел разговор о ценах, то напомним, что днем ранее мы активно мониторили сообщения от наших читателей. Вот что нам написали в чат-бот:
«Сегодня около 08:30 не могли вызвать такси из Уручья, ушло минут 40. Перепробовали все тарифы при этом — машина не находилась. С трудом вызвали. Стоимость — 25 рублей, но это поездка за МКАД, такая цена и раньше иногда бывала».
«За 8 км сегодня из Степянки до Денисовской стоимость была вдвое выше!»
«Вчера маршрут стоил 8,1 рубля, сегодня — больше 17 рублей».
«Это ужас. Мы целый час не могли вызвать машину, я даже позвонил на горячую линию Транспортной инспекции. У меня люди опоздали на поезд и не уехали просто».
«В середине дня в обычных условиях из центра города в аэропорт можно уехать за 50—55 рублей. Сейчас цена — от 81,5».
«Сегодня тариф на эконом-такси подорожал ровно в два раза. Маршрут: ул. Скорины — ул. Тикоцкого. Обычно поездка стоит 8 рублей, сегодня — 17—18 рублей».
«С пр. Пушкина на ул. Карла Либкнехта обычно поездка стоит 6—7 рублей. Первого ноября меньше 14 рублей не было на протяжении всего дня».
А один из наших читателей пожаловался на возросшие расценки в сервисе каршеринга:
«Из-за проблем с такси каршеринги подняли цены в среднем на 30%».
Выводы первого дня работы реестра такие: моментально искоренить нелегалов не получилось. Тем не менее нововведение облегчает работу ТИ по выявлению таких водителей. Предположим: когда на штрафстоянках машин с плафонами станет в разы больше, многие, кто раньше «бомбил» незаконно, уйдут в другие сферы.
— Учитывая, что такого продукта, как реестр, в Беларуси в принципе никогда не было, то все стабильно работает и наведение порядка остается лишь делом времени, — резюмирует Александр Коваленко.
Наверняка в ближайшие месяцы водителей в реестре станет больше: в Минске станет реально заказать оклейку, а те, кто надеялся, что реестр отменят, разочаруются в своих гипотезах и начнут играть по правилам ТИ. Тогда, вероятно, и цены вернутся на прежний уровень. А возможно, их «первоноябрьский» скачок (который, повторимся, заметили не все) — дело одного дня, спровоцированное пятницей и противным моросящим дождем в Минске.